+7 (912) 232-05-95

Как написать ТЗ для сайта

В тот момент, когда вы осознаете, что бизнесу нужен сайт, вам придется учиться излагать в письменном виде требования к нему. Как это сделать? Читайте в статье.

Что такое ТЗ?

Техническое Задание (ТЗ) - документ, на основе которого будет происходить ваше взаимоотношение с партнерами по созданию сайта. Причем это касается как заказчика, так и исполнителя.

Хорошее ТЗ содержит в себе все условия, которым должен соответствовать объект разработки.

Подписанное с двух сторон ТЗ четко регламентирует, что должно быть в проекте, а чего там быть не должно. Дальше мы разберем, что именно.

Для чего нужно ТЗ?

Действительно, а может техническое задание не нужно? И так же понятно, нужен сайт-визитка или интернет-магазин. Я Заказчик, я не должен вам, Профессионалу, объяснять очевидные вещи?

Каждый сайт содержит уникальный набор модулей, которые решают конкретную задачу в рамках бизнеса. На эту тему предлагаем почитать о концепции Customer Value Journey.

  • Во-первых, это красиво. Человек приходит к разработчику с четко изложенным видением того, что он хочет.
  • Каждый модуль должен выполнять определенную функцию, которая должна быть четко описана как для заказчика, так и для разработчика.
  • Разработчику не нужно додумывать, как делать тот или иной модуль, не надо переспрашивать заказчика. Техническое задание экономит время и увеличивает шансы на своевременную готовность.
  • Значительно снижается вероятность конфликтов в момент сдачи-приемки заказа.

Наличие ТЗ значительно упрощает жизнь обеим сторонам процесса создания чего-либо.

Возможные проблемы из-за отсутствия ТЗ

Или все-таки, техническое задание это рудимент, настоящей творческой личности оно только мешает создавать шедевр? Прикинем такой диалог:

"Я думал, что на сайте будет подбор по параметрам. Очевидно же, что это удобно и нужно." "Мы об этом не договаривались, подбор по параметрам будет стоить в 2 раза дороже"

"Когда я говорил, что на сайте должна быть возможность публикации видео, я имел в виду, что в результате будет что-то вроде Youtube"

Если не хотите стать участником такого диалога, всегда фиксируйте свое видение проекта и согласовывайте его с двух сторон. Иначе не избежать скандала.

Хорошее ТЗ пишется так, как будто вы в будущем собираетесь с ним идти в суд.

Пункты ТЗ

Переходим к практической части. Какие именно пункты должно содержать нормальное техническое задание?

Общие сведения

В общих чертах описываем суть проекта. Что это за сайт, для какой цели он создается, какие основные функциональные задачи будет выполнять. Подробно расписывать нет необходимости, достаточно, чтобы любой человек, взявший документ в руки, быстро понял, о чем вообще проект.

Термины и определения

Перечисляем любые специальные термины и определения, которые могут вызвать разночтения.

При этом не вижу особого смысла расшифровывать стандартизированные понятия, типа:

  • Доменное имя
  • HTML
  • CSS
  • и т.п.

Список может быть дополнен в процессе согласования.

Функциональные объекты

В этом разделе нужно перечислить основные сущности, которые взаимодействуют в рамках проекта.

Взаимодействие в рамках цифровой системы - обмен данными. Значит, включаем в список те объекты, которые обмениваются данными.

Например, для интернет-магазина это могут быть:

  • Посетитель
  • Каталог товаров
  • Корзина покупок
  • Рассылка
  • Источники данных
  • Получатели данных
  • И тп

Взаимодействие объектов

На этом этапе мы преобразуем список объектов в список функциональных взаимодействий:

  1. Посетитель выбирает товар в каталоге
  • Посетитель выбирает категорию товаров
  • Посетитель сортирует товары по цене
  • Посетитель фильтрует товары по параметрам
  • Посетитель добавляет товар в корзину
  • ...
  • Посетитель оформляет заказ
    • Посетитель редактирует товары в корзине
    • Посетитель указывает купон на скидку
    • Посетитель вводит адрес доставки
    • Посетитель оплачивает заказ
    • ...
  • Клиент получает рассылку
  • Каталог товаров получает данные о ценах от поставщика
  • Корзина покупок передает данные о заказе в CRM
  • И так далее. Пусть вас не смущает возможная неграмотность формулировок. Это поможет не упустить необходимый функционал.

    Информационная структура

    Если в проекте есть иерархия, которая позволит лучше понять организацию данных, можно привести ее в виде схемы.

    Описание объектов

    Ответственная часть, в которой нужно детально описать элементы из раздела 3 на основании функционала из раздела 4.

    При описании элементов я стараюсь придерживаться определенного алгоритма:

    1. Выделить в объекте основную функциональную единицу;
    2. Перечислить и описать ее свойства;
    3. Описать их взаимодействие с внешними блоками.

    Что такое функциональная единица? Это самостоятельные элементы, совокупность которых и определяет функцию объекта.

    Например, для каталога товаров такой единицей будет товар. Для ленты новостей - новость. Для рассылки - подписчик. И так далее.

    Какими свойствами может обладать функциональная единица? Например, товар:

    • id
    • Название
    • Категория
    • Краткое описание
    • Полное описание
    • Картинка
    • Цена
    • Метатег title
    • URL

    Следующим этапом нужно написать ответы на вопросы:

    1. Что означает и откуда берется каждый из параметров?
    2. Если он формируется автоматически, то по какому принципу?
    3. Какие элементы могут редактироваться вручную, а какие остаются неизменными?

    Кроме того, свойство также может быть описано как некая сущность, имеющая свой персональный набор параметров. В нашем примере это "Категория".

    Каждая категория также может иметь Название, URL, Описание и тп.

    Таким образом описываются все функциональные модули.

    Формирование списков

    В этом разделе описываем логику построения различных списков элементов, если таковые присутствуют.

    Чаще всего списки не вызывают вопросов, например, последние заказанные товары или последние новости.

    Бывают случаи, когда логику построения списка нужно описать отдельно. Например, похожие товары. Здесь нужно указать, по каким признакам будет определяться сходство.

    Типовые страницы

    Здесь перечисляем и описываем типовые страницы сайта. Например:

    • Главная страница
    • Страница категории
    • Страница товара
    • Текстовая страница
    • Страница 404
    • Страница контактов
    • и т.д.

    Здесь удобно делать отсылки к описанию узлов и списков. А также использовать макеты и наброски. Даже такие:

    Если страницы содержат одинаковые области, например футер - можно описать его один раз и в дальнейшем не расписывать подробности.

    Технические требования

    Здесь нужно указать все специфические технические требования, которые относятся к функционированию сайта. К ним могут относиться:

    • Ожидаемая посещаемость ресурса;
    • Корректная работа в браузерах;
    • Требования к хостингу;
    • Наличие программных библиотек, скриптов и тп;
    • Прочие требвания.

    Контент

    В этом разделе нужно указать требования к публикуемому контенту:

    • Формат и размер фото
    • Список данных для добавления элемента в каталог
    • и т.п.

    Если контент предоставить заказчик - нужно указать, в каком виде он должен быть предоставлен для наполнения.

    Скачать пример

    Разумеется, это очень общая схема написания ТЗ. Кто-то сочтет ее избыточной, кто-то - примитивной и поверхностной.

    Тем не менее, такой вариант ТЗ на сайт подойдет в большинстве случаев. Вы можете скачать образец ТЗ у нас, либо заказать написание ТЗ "под ключ".

    03.09.2019
    Как написать ТЗ для сайта

    В тот момент, когда вы осознаете, что бизнесу нужен сайт, вам придется учиться излагать в письменном виде требования к нему. Как это сделать? Читайте в статье. Что такое ТЗ? Техническое Задание (ТЗ) - документ, на основе которого будет происходить ваше взаимоотношение с партнерами по созданию сайта. Причем это касается как заказчика, так и исполнителя. Хорошее […]

    Read More
    14.09.2019
    Немного о Landing page

    Как создать эффективную посадочную страницу для рекламы вашего бизнеса и не переплатить за второстепенные вещи.

    Read More
    17.10.2019
    Зачем нужно ведение корпоративного блога

    На сайте вашей компании есть раздел "Блог"? Если да, то сколько в нем публикаций? Если их там нет, то статья для вас. Разберемся, нужен ли корпоративный блог бизнесу и в чем его главная цель.

    Read More
    17.10.2019
    Контент-маркетинг

    О контент-маркетинге ходит много различных толкований. Разберемся, что же такое контент-маркетинг и как он помогает продвигать продукт на рынке.

    Read More

    Leave a Reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *

    linkedin facebook pinterest youtube rss twitter instagram facebook-blank rss-blank linkedin-blank pinterest youtube twitter instagram